Ученый и инженер – кто главнее?

Но, прежде всего, определим понятия. Ученый – это не научный работник. Первый открывает новые факты и новые закономерности. Второй – работник научной отрасли, который обеспечивает работу первого. Инженер – это не инженерно-технический работник (ИТР). Первый создает инновации, второй имеет диплом инженера, но никаких инноваций не создает, выполняет вспомогательную техническую работу, а, возможно, и сколько-нибудь сложной технической работой заниматься не может.

Применительно к научному работнику и ИТРу ставить вопрос –кто главнее – бессмысленно. Надо ставить вопрос, чтобы этих категорий у нас было «минимум-миниморум». Совсем без них, разумеется, нельзя. Они нужны, но в строго ограниченных дозах.

Ученый открывает то, что есть в действительности, но было до сих пор неизвестно. Он первооткрыватель. Ученый все глубже постигает истину, на основе этого предсказывает новые явления, которые затем могут быть обнаружены. Он источник новой научной информации, которая затем может быть практически использована в инженерном деле.

Инженер, в отличие от ученого, создает то, чего вообще до сих пор не было в мире. Он созидатель новой действительности. В этом смысле инженер выше, чем ученый. Но без ученого инженер превращается в ремесленника-самоучку.

Труд ученого и труд инженера – это в высшей степени творческий труд. Здесь одних знаний, навыков и умений не достаточно. Здесь нужны природные способности и, самое главное, умение активизировать огромные ресурсы подсознательного в человеке.

Каждый человек в своем подсознании содержит громадный объем информации. Если подсознание ствол дерева, то сознание – тонкая кора на этом стволе. Информация в неосознанном перерабатывается с чудовищной скоростью, практически мгновенно. Создается также впечатление, что на подсознательном уровне человек подключен напрямую в некому неограниченному космическому банку данных, космическому Интернету. Подсознание выдает свои решения таинственно и неожиданно, а, самое главное, верно. Ведь недаром говорят, что «подсознание решает, а сознание только объясняет».

Однако воспользоваться ресурсами подсознания не так-то просто. Полагают, что между сознанием и подсознанием есть своего рода «заглушка», которая приоткрывается редко и не для всех. Продуктивные ученые и инженеры знают, что для этого обязательно надо до предела загрузить сознание информацией по задаче, буквально измучить себя решением задачи на сознательном уровне, войти в своего рода стресс. И только после этого может сработать заглушка с выдачей решения.

Таким образом, чтобы решать творческие задачи одного желания или способностей не достаточно.

Во-первых, надо обладать знаниями, умениями, квалификацией, не быть дилетантом.

Во-вторых, надо обладать высокой работоспособностью: мозг должен быть «включен» на решение задачи все 24 часа в сутки. Все ли способны на первое и на второе? Разумеется, что нет. В своей квалификации средний человек доходит до какого-то «среднего» уровня и остается на этом уровне «крепкого» среднестатистического специалиста. На большее среднего человека, как правило, не хватает. И ничего в этом плохого нет: есть и другие жизненные задачи. И крепкие научные работники, и надежные грамотные ИТРы нужны.

Аналогично обстоит дело с работоспособностью. Творческая личность всегда отличается существенно повышенной работоспособностью. Однако для творчества рабочего времени всегда не хватает. Рабочее время обычно почти полностью отдается рутинным функциям, а творчество, к сожалению, остается в существенной степени вне рабочего времени. И если мы хотим заниматься творчеством в рабочее время, то надо существенно самоорганизоваться таким образом, чтобы рутинным функциям уделять не более 50% рабочего дня. Надо в течение рабочего дня иметь 1-2 часа для того, чтобы просто поразмышлять и пообсуждать. С этой же целью организуются семинары, диспуты, конференции, творческие встречи в неформальной обстановке («без галстуков»). Творческие личности без этого не могут.

Творческие личности не могут также работать по жестким планам. С ними надо согласовывать направления деятельности, узловые вопросы, и далее только оказывать необходимую помощь, но не опекать.

Для улучшения творческой продуктивности очень полезно овладеть известными методами творческой работы. Их надо изучать и осваивать.

В наш век новейшего витка научно-технического прогресса главным действующим лицом является инженер-ученый. Это новое явление в нашей жизни. Он обладает глубокими знаниями в своих технических науках, свободно в них ориентируется. Он также хороший руководитель первичных коллективов, т.е. обладает качествами управленца. Он может спланировать коллективную работу над задачей, способен продуктивно общаться. Он владеет научными методиками и экспериментальной техникой. И он, конечно, обладает качествами творческого работника, о которых мы говорили выше.

Для инженера-ученого вопрос, кто важнее, не возникает. Он берет самое главное и от ученого, и от инженера. Он не просто творческий работник, но творческая личность, ищущая новое, испытывающее чувство глубокого удовлетворения от его достижения и реализации на практике.

Таких людей много больше, чем мы обычно полагаем. Задача состоит в том, чтобы их поддерживать, выращивать, помогать определяться. Ценный плод можно вырастить только в благоприятной среде, это только сорняки растут где угодно.

Благоприятная среда – это, прежде всего, благоприятная среда на работе, хотя и «семейная экология» чрезвычайно важна.

Что должно, прежде всего, отрицаться и преодолеваться: лень, имитация деятельности, равнодушие, дилетантство, верхоглядство, пустозвонство, бюрократизм, слабоволие, нетерпимость, неумение выслушивать, категоричность, нежелание усваивать информацию, узнавать новое, повышать квалификацию.

Далеко не все способны отказаться от этих очень удобных привычек. Здесь пример и стиль лидера – решающий фактор. Надо серьезно заниматься самоорганизацией своего труда, продуктивностью использования рабочего времени. Ведь недаром знаменитая американская деловитость зиждется на выражении: «И время – деньги». Надо настойчиво осваивать азы организации своего труда. И окружающая на работе среда должна способствовать всему этому.

Самый главный стыд – это бить баклуши на работе, тогда как окружающие товарищи напрягаются. Надо крепко усвоить, что на работу мы приходим не «отдыхать» и расслабляться от факторов семейной жизни, а для достаточно напряженной работы.

Самый лучший способ отдыха от семейных проблем – это переключиться на работу: этот рецепт прошел многократную проверку. Однако излишне напрягаться на работе нельзя и просто опасно для здоровья. Если вы чувствуете, что излишне напрягаетесь, то вам обязательно надо самостоятельно и вместе с руководителем разобраться в причинах и затем внести соответствующие коррективы. Опыт показывает, что это всегда возможно.

Почему же мы так малопродуктивно работаем и так мало получаем? Ответ на первый вопрос очевиден: у «них» - американцев, японцев, корейцев, китайцев - выше уровень техники, технологии, организации производства и качество продукции. А за всем этим стоит главное действующее лицо - творческий инженер-ученый. Вот на что мы должны сфокусировать свое внимание! У нас должно быть больше творческих специалистов, и они должны лучше, продуктивнее работать. Если это могут американцы, японцы, китайцы, чехи, поляки и пр., то почему же мы должны быть обязательно в «хвосте»? Это ведь крайне ненормально?!

То, о чем говорилось в этой статье, все это – коренные вопросы нашего лучшего настоящего и будущего.


С.К. Кулов

Компонент комментариев CComment

Вход на сайт