Системный подход в управлении предприятием

Предприятие – сложная социальная, технико-технологическая, производственная, финансово-экономическая и организационная система, включающая разнородные компоненты-ресурсы (здания, сооружения, технику, технологию, финансы, информацию, людей), которая живет и развивается только в тесной связи с окружающей средой (ОС).

Цели предприятия связаны с ОС и с самим предприятием. Предприятие создано в интересах ОС, удовлетворения ее потребностей, но предприятие одновременно и источник удовлетворения потребностей его коллектива.

Внешняя цель (на примере технологического центра «Баспик») : ВТЦ «Баспик» призван выпускать наилучшие МКП для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынка. Если эта цель достигнута, то предприятие от ОС взамен получает эквивалентные финансовые ресурсы для существования и развития.

Наилучшие МКП – это конкурентоспособные и ликвидные МКП. Конкурентоспособность – это технический уровень + качество+условия поставки и обслуживания + имидж предприятия. Ликвидность – это значит, что МКП не залеживаются на складе, а пользуются спросом и реализуются во все увеличивающихся обьемах.

Внутреняя цель: всестороннее развитие предприятия и его коллектива, улучшение качества жизни людей.

Если внешняя цель достигается, то предприятие имеет финансы для достижения и внутренней цели. Если внутренняя цель достигается, то тем самым создаются главные предпосылки достижения и внешней цели. Таким образом, внешняя и внутренняя цели неразрывно связаны и взаимообусловлены.

Предприятие – динамическая система. Оно «живет» и меняет свое состояние во времени. Всякое предприятие проходит этапы: инкубационного развития, рождения, роста, интенсивного развития, расцвета, исчерпания возможностей, регресса, гибели.

Законы развития – это известные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Формы развития: эволюционная (преимущественно постепенные количественные изменения), революционная (скачкообразные переходы в новое качество).

Предприятие – частично стохастическая (вероятностная) система. В каждый данный момент на предприятие воздействует огромное количество самых разнообразных внешних и внутренних факторов, множество из которых более или менее случайно. Поэтому и состояние предприятие, его изменения имеют случайную составляющую. Если не принимать специальных мер, то случайные факторы во всей их совокупности обьективно ведут только в сторону нарастания беспорядка, хаоса, даградации предприятия, его разрушения. В таком случае энтропия предприятия (мера хаоса) неуклонно возрастает. Следовательно. предприятие нуждается в специальной антиэнтропийной деятельности, которая уменьшает степень беспорядка. Такой деятельностью является управление, которым занимаются люди предприятия.

Предприятие – управляемая целевая система. Управление – это выдвижение целей + реализация этих целей. В этом его сущность. Целеобусловленность – осознание своей миссии, осознание своих целей. Целенаправленность – выработка эффективной стратегии и эффективной тактики деятельности по достижению целей.

Предприятие – целеобусловленная и целенаправленная система. Выдвигая цели и затем их реализуя, управление создает организацию системы, уменьшая степень дезорганизации.

Организация – это степень эффективной слаженной взаимодополняемой деятельности элементов системы на общие цели. Элементы в организации взаимосвязаны оптимальным образом, эффективно совместно работают. Между ними отношения субординации (руководства-подчинения) и координации (кооперации). Если эти отношения отлажены, то организация достигается.

Управлением занимаются люди и только люди, и управляют люди людьми. Лишь на уровне рабочих мест люди управляют машинами. Как люди управляют и самоуправляют, такой и организационный уровень предприятия.

Управление – это наука+опыт+искусство

Чтобы управлять, надо быть компетентным, имеют квалификацию в своей области. Компетентность складывается из знаний и опыта. Компетентность – это необходимо, но далеко не достаточно. Для успешного управления требуется то, что мы называем «искусство». Это – личностный фактор руководителя. Это специфические особенности самой личности + специфические особенности взаимодействия личности с окружающими людьми. Как в обиходе говорят, руководитель должен быть Личностью и должен уметь работать с людьми. Здесь мы входим в область психического, в сферу глубинных психических свойств личности.

Резюмируя все изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Предприятие может жить и развиваться только благодаря управлению.

2. Управлением на предприятии занимаются люди. Каждый человек на предприятии – это одновременно: а) руководитель (по отношению к своим подчиненным, по отношению к своей области ответственности, к своим задачам), б) исполнитель (по отношению к своему руководителю, по отношению к задачам, в которые входят задачи данного руководителя), в) партнер (по отношению к другим руководителям своего уровня, с которыми необходимо работать в «связке», по отношению к задачам, которые можно решить только в координации).

3. Для успешного управления надо обладать компетенцией, следовательно, надо постоянно повышать свою компетентность. Но одного этого мало. Требуются особые личностные качества, умение работать с людьми.

4. Чем выше уровень управления, чем выше статус руководителя, тем большее значение имеют его личностные качества.

Компонент комментариев CComment

Вход на сайт