Сущность человека

Человек есть тайна. Её надо разгадать,
и ежели будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время...»
Ф. Достоевский

Как известно, сущность – это то коренное, что отличает данный объект от других, без которого данный объект теряет свою качественную определённость. Сущность объекта составляют его отличительные внешние признаки, но, прежде всего и главным образом, его решающие глубинные свойства, как правило, недоступные непосредственному восприятию, которые необходимо устанавливать научными методами.

В истории наук и общества выдвигались различные взгляды на сущность человека. В поисках определяющих признаков человека такие мыслители, как Р. Декарт, Г. Гегель выделяли разум, сознание и членораздельную речь как то, что составляет сущность человека, отличающую его от животных. Аристотель определял человека как общественное животное. Гельвеций – как животное, пользующееся орудиями труда и оружием. Юм – как разумное существо, обладающее способностью создавать искусственную среду своего обитания. Кант рассматривал человека как разумное существо, обладающее техническими способностями. Франклин – как животное, делающее орудия, и т.д. Как видно, мыслители рассматривали человека главным образом как «чёрный ящик», т.е. по его решающим внешним признакам. С другой стороны, многие гениальнейшие пророки прошлого искали именно внутренние, глубинные сущностные свойства человека. Этот же вопрос – центральный для любой религии, для любого учения о человеке. Из приведённых выше высказываний следует также, что мыслители искали определение сущности человека, главным образом через его сознательную деятельность, через то, что делает человек, как это он делает, что в результате получает. Это не случайно. И сейчас широко используются выражения:

  • труд создал человека;
  • человек – это то, чем он занимается;
  • каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, о котором он хлопочет;
  • что человек после себя оставил – то он и есть и т.д.

Согласно современным воззрениям, человек:

  • Это человеческий организм + человеческая личность.
  • В отличие от животных обладает сознанием, что позволяет ему осознавать себя самого, своё «Я» и окружающий его мир.
  • Становится человеком прижизненно, в процессе сознательной коллективной деятельности, которая формирует его как личность.
  • Не только особенности организма, но и многие важнейшие особенности личности предопределены генетически (биологически).
  • Это сложнейшая биосоциальная суперсистема, обладающая сознанием.

К этим определениям хотелось бы предложить ещё одно. Согласно моим представлениям, которые, замечу, отнюдь не оригинальны, человек:

  • это активный элемент системы космической жизни на определённой ступени её развития;
  • физически и информационно взаимосвязан с окружающей средой в широком смысле слова, включая неживую природу и систему космической жизни;
  • находится под воздействием управления со стороны системы космической жизни, предлагающей ему концептуальную жизненную программу («судьба», «кармические» задачи);
  • обладает свойством самоуправления, свободой воли, определённой автономией в решении жизненных задач;
  • в психике сочетает сознательное (сознание) и неосознанное (надсознание, подсознание), своего рода исполнительную и законодательную власть; сознание даёт возможность выделить себя из окружающего мира, осознать своё «Я», позволяет путём использования приёмов логического мышления и памяти планировать и осуществлять целевую преобразующую деятельность; неосознанное – высшая функция психики, отвечающая прежде всего за связь человека с системой космической жизни; определяющее глубинные потребности, влечения и мотивы деятельности человека, определяющее глубинные причины его характера и поступков;
  • свои жизненные задачи осознаёт через потребности (биологические, социальные, духовные), которые побуждают его к активной целевой деятельности;
  • достигает субъективного чувства удовлетворённости и счастья при выполнении своих кармических жизненных задач;
  • с физической смертью организма не теряет своей личностной индивидуальности, информационный образ человека сохраняется в космическом банке данных с возможностью неоднократного воспроизводства;
  • с элементами системы космической жизни общается неосознанно и практически мгновенно посредством биологического поля, несущего информацию.

Вернёмся, однако, к высказанным выше видными умами прошлого характеристикам человека. Нет слов, что эти характеристики являются чрезвычайно важными для определения отличия человека от других представителей мира живого. Но являются ли они исчерпывающими и наиглавнейшими? Учёные согласны в том, что решающее отличие человека от высших животных состоит в способности:

  • сознательно отражать мир и самого себя, выделять из окружения и осознавать своё «Я» как личность, и осознавать среду, своё окружение; иными словами, человек обладает сознанием;
  • заниматься целенаправленной осознанной деятельностью.

Что такое сознание?

И как доказать, что только человек обладает сознанием, а животные бессознательны? Человек может рассуждать, излагать свои мысли на бумаге, сообщать о них словами, передавать по радио и телевидению. Человек мыслит понятиями, суждениями, заключениями – базовыми элементами сознания. Он используют методы индукции и дедукции, сравнения и классификации, доказательства и опровержения, анализа и синтеза. Животные всего этого не умеют.

Достаточно ли изложенного для ответа на поставленный вопрос? Оказывается, нет. Надо посмотреть человека и животное также в действии, в деятельности, в труде. В чём решающем отличается труд человека от труда животных?

Возможно, ответив на этот вопрос, мы лучше уясним себе отличие человека от животных.

Труд человека – это не инстинктивная деятельность животных, он озарён молнией мысли. Как сказал поэт и философ Лукреций Кар:

«...Ведь никто никакого не может дела начать,
Пока дух не предвидит, чего он желает.
Что же предвидит он, то и является образом вещей».

А Карл Маркс метко заметил: «Наихудший архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем построить замок из воска, он строит его в уме». Вспомним также лаконичные слова из Священного Писания:

«Сначала было Слово, а затем Дело»

Человек – всегда деятельный. Деятельность человека – это труд, обучение, игра и общение, причём общение с себе подобными пронизывает всеостальные виды его деятельности.

Общение многообразно, но всегда связано с обменом информацией между людьми. Это преимущественно информационное общение, а не физическое, в процессе которого люди устанавливают между собой информационные связи и вступают в определённые отношения. Важное значение имеет интимное общение людей на основе взаимных влечений, дружбы и любви, которое пронизывает всю жизнь. Деятельность человека – всегда целевая, осознаёт или не осознаёт он это сам. Бесцельный труд иссушает психику человека («толочь воду в ступе», «сизифов труд»). Деятельность животных, за исключением высших, инстинктивна. Деятельность человека – сознательная (а вот причины и мотивы деятельности – это продукт бессознательного!). Деятельность человека всегда в той или иной мере коллективная, общественная. Общественный характер де-ятельности – важная характеристика человека, хотя и многие животные в ряде случаев действуют коллективно.

Деятельность человека направлена на удовлетворение его определённых потребностей: биологических, социальных, духовных. В процессе деятельности он неизбежно так или иначе преобразует окружающий мир и самого себя. В процессе деятельности человек обязательно контактирует с внешним миром, вступает с ним в определённые отношения.

В процессе деятельности люди неизбежно вступают в отношения с природой – средой обитания (экологические отношения), в отношения друг с другом (социальные отношения) и также в отношения с техникой (эргономические и технологические отношения).

Характерно, что деятельный человек использует: свой разум, свои возможности познания мира – зрение, обоняние, осязание, слух и пр.), свои физические возможности и, что очень важно, искусственные (технические) средства – орудия и средства производства. Сама деятельность по созданию орудий и средств производства чрезвычайно важна для человека. Животные, даже высшие, не могут изготавливать орудия труда и целенаправленно ими пользоваться, правда, обезьяны способны в экстремальных ситуациях пользоваться подвернувшейся палкой, камнем.

Жизнедеятельность человека немыслима без общения. И человек вне общения не может быть человеком. Человек без общения не может и стать человеком. Общение в существенной степени формирует человека. Именно в процессе деятельности, в процессе общения и в процессе динамики указанных отношений человек развивается как человеческая личность.

Появляется и развивается речь, оттачивается интеллект, развивается психика.

В этом смысле можно сказать, что труд создал человека. Без деятельности – нет человека. Или можно сказать точнее: деятельность – необходимое условие, чтобы стать и быть человеком. Необходимое, но, видимо, недостаточное (см. дальше), поскольку развивать можно только то, что уже было заложено («горбатого – могила исправит», «дурак – это навсегда» и т.д.). Можно сказать, что человек как сознательная личность «рождается» и развивается только прижизненно, только в деятельности и только во взаимодействии с другими людьми, природой и техникой.

Таким образом, сознание, а вместе с ним и личность человека, развивается в процессе его жизни. Оно развивается не само по себе, а именно в процессе, в деятельности оттачивается и развивается разум. Благодаря сознанию, человек осознаёт себя как нечто иное, чем окружающий мир. Он сознанием выделяет себя из мира. Чрезвычайно важно, что именно благодаря сознанию, человек становится способным к целесообразной конструктивной преобразующей деятельности, он становится способным направленно преобразовывать неживую природу. Путём слепой эволюции из миллиона голышей, обкатываемых речной водой случайно получается нечто, похожее на каменный топор. Это потребует не одну сотню тысяч лет. Человек, благодаря сознанию, умению и на- выкам, способен сделать намного лучший топор за сутки. Это наглядно демонстрирует мощь направляемых сознанием процессов. Дом ветшает сам по себе, но только на основе сознания и плана его можно построить.

Приобретя сознание, материя получила возможность сознательно преобразовывать материальный мир. Это, без сомнения, явление высшего порядка. Начиная с человека, живая материя переходит на качественно иной уровень. В этом смысле понятно утверждение, что человек подобен Богу.

Можно также заметить, что какие-то зачатки сознания имеют и другие, низшие виды жизни: растения, насекомые, животные. Некоторые растения закрываются на ночь и открываются утром, поворачиваются вслед за солнцем. Насекомые строят жилища. Всё это уже какая-то целесообразная деятельность, но она – на уровне запрограммированного инстинкта. Несколько более сложной деятельностью отличаются животные, например, обезьяны. Но и здесь, по существу, мы имеем дело с более сложными инстинктивными действиями, хотя в отдельных простейших случаях обезьяны, дельфины, собаки и пр. способны к элементарной рассудочной деятельности. Но в полной мере о сознании можно говорить только применительно к человеку. Можно поставить и такой вопрос: может быть, и некоторые объекты неживой природы также имеют элементы сознания, прежде всего, объекты техники, созданные руками и мозгом человека? Этот, казалось бы, парадоксальный вопрос сейчас является предметом исследований и дискуссий.

Мы подчёркивали, что сознание, рассудок развиваются у человека прижизненно, в ходе деятельности. Всё это совершенно справедливо. Но можно поставить и такой вопрос: не может ли быть так, что все качества человека и его личности уже были заложены в нём при его рождении или даже до его рождения, а жизненная деятельность только проявляет их, причём достаточно случайно, как достаточно случайны конкретные условия жизни каждого? Не будет ли так вернее?

Не будет ли большим ограничением считать, что рождается бессмысленный комок плоти, который только затем прижизненно становится человеком? Нет, человек уже рождается на свет человеком. Более того, плод в утробе – тоже человек. На этом, между прочим, всегда настаивала церковь. Но личность нового человека – ещё закрытая колода карт, которые открываются жизнью. К сожалению, многие люди так и не открывают все предопределённые им карты. Поэтому живут как бы чужой либо ущербной жизнью. Поэтому правомочна и такая точка зрения: человеческая личность уже есть «в себе» ещё при зарождении человека, но она проявляется только в процессе жизни. Эта точка зрения находит всё больше сторонников. Но тогда сразу же возникает вопрос: кто же или что же «закладывает» в нового человека его личность? И почему – такую именно личность, а не другую?

Все рассмотренные отличия человека, конечно, очень важные. И думает человек, и сознательно, целенаправленно действует, и коллективно трудится, и преобразует природу и самого себя в труде, и общается с себе подобными, и разговаривает, и пишет и т.д. Но всё это, я полагаю, – следствия чего-то более важного, внутреннего, сущностного. Всё это существенно не продвигает нас в понимании сформулированных выше главнейших вопросов о человеке. Всё это мало продвигает нас в понимании тех свойств человека, которые описываются понятиями личность, психика.

Сущность человека, его жизненное предназначение и смысл его жизни нельзя вывести из самого человека. Сколько бы ни изучали человека, мы не найдём глубинных причин его жизнедеятельности. Просто «жить и размножаться» – это делают и животные. Человек же появляется в мир не случайно, чтобы просто прожить в этом мире и умереть. Человек для чего-то предназначен. Для чего?


Продолжение следует.

Отрывок из книги Кулова С.К. «Тайм-менеджмент: принципы эффективной организации работы руководителя».

Компонент комментариев CComment

Вход на сайт