Человек-пассионарий – кто он?

В основе человеческого поведения лежит неосознанное, а затем и осознанное стремление удовлетворить те или иные потребности.

Потребности человека – это первично. Они делятся на биологические, социальные и духовные + ряд т.н. универсальных потребностей. Их можно также разделить на: потребности нужды и потребности роста.

Человек живет ради удовлетворения своих потребностей. Потребности – это фундамент. Удовлетворенные потребности молчат, неудовлетворенные – актуализируются и являются причиной человеческой активности.

Как только удовлетворена одна потребность, немедленно актуализируется другая более высокая потребность и т.д.

Потребности осознаются в виде желаний, стремлений, наклонностей, интересов, целей. И только затем человек начинает действовать. Но не все потребности обязательно «осознается». Сфера бессознательного в психике неизмеримо глубже и могущественней, чем сфера сознательного: если, образно говоря, первое ствол, то второе – тонкая кора ствола.

Давно известно, что все свои наиболее важные решения человек принимает, исходя из требований бессознательного, а сознание это только как бы «оформляет и объясняет». Те или иные потребности «давят» на человека бессознательно, и он начинает соответственно действовать, а потом никак не может объяснить причину: «мне захотелось», «мне кажется, что так будет лучше», «мне это интересно», «меня это привлекает» и т.д. Поэтому бессознательное – решает, сознание – оформляет и объясняет (если может).

Мы говорили о том, что все потребности делятся на потребности выживания (нужды) и потребности роста. С первыми вполне ясно: прежде всего, надо иметь необходимый минимум для жизни. Со вторым совсем не ясно. Вторые потребности связаны с известным вопросом: «ради чего мы живем». Ф.Достоевский писал: «тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить» (Братья Карамазовы).

Самые трудные для осознания вопросы – это смысл жизни, ради чего живем, какие у нас потребности роста. Именно здесь следует искать ответ об истоках пассионарности, страстных стремлений. Гегель говорил: «ничто в мире не совершается без страсти».

Средний человек хочет: а) денег (чем больше, тем лучше), б) удовлетворения своего тщеславия (все больше и больше), в) власти (также все больше и больше).

В умеренных дозах эти стремления вполне приемлемые, и они значительно активизируют человека. Но беда в том, что здесь нет ограничения, и «продвинутый» в удовлетворении этих стремлений человек неизбежно постепенно теряет нравственные ориентиры и деградирует. И разлагает свое окружение. Этот закон не знает исключений. Вместе с тем история свидетельствует, что указанные стремления в огромном большинстве случаев и являлись истоком пассионарности Лидеров и целых народов.

«Всякое богатство – есть кража» (Прудон). Страстное стремление к грабежу вдохновляло поколения исторических авантюристов и ведомых ими людей. Тщеславие (быть на виду, знаться с «сильными мира сего», купаться в лести, … ) – сильнейшая страсть, также вдохновлявшая целые поколения авантюристов и авантюристок. Наиболее сильная страсть – это стремление к власти. Нет запретов, которые бы ни переступали личности, обуянные этой страстью. Богатство, тщеславие, власть – широко известные в истории истоки пассионарности, которые выдвигали выдающихся Лидеров и вовлекали в движение народы.

Но могут быть и есть иные страстные стремления, истоки которых лежат в сфере духовного. Стремление к любви, добру, красоте. Стремление приобщиться к тайнам мироздания. Стремление к созданию прекрасного. Стремление творить добрые дела и приносить пользу, счастье людям. Стремление создавать нечто значительное, преобразовывать мир. Стремление духовно возвышать себя, приобщаться к высоким этическим нормам мира.

Это мир духовных Лидеров, философов, ученых, гениев в сфере искусства, талантов в любой сфере человеческой деятельности, Лидеров бизнеса. И здесь также истоки пассионарности личностей и целых народов. Можно сказать, что эта пассионарность качественно неизмеримо более высокого уровня, чем основанная на страсти к наживе, славе и власти.

Именно эта пассионарность, как можно полагать, соответствует истинному смыслу жизни отдельного человека и человечества.

Многие выдающиеся лидеры всемирно-известных корпораций оставили воспоминания. О чем же они пишут? О конкурентной борьбе, технологии своего бизнеса, преумножении богатства, своей славе? Нет, они об этом пишут очень скупо. Они пишут о философии своей деятельности. О том, ради чего они завели дело. О своем стремлении принести пользу обществу, возвысить людей под своим началом и свою организацию. Они пишут об этических вопросах, о смысле своей деятельности. Все это для них более важно, чем голая «технология» бизнеса. Можно сказать, что эти люди и всемирно-известными Лидерами стали потому, что кроме профессиональных качеств обладали уникальными личностными качествами, в основе которых пассионарность: высокие идеи и непреклонная воля к их реализации.

Известны и романы о гениях бизнеса (трилогия романов Драйзера «Финансист-Титан-Стоик» о Френке Каупервуде, роман Харди «Власть без славы» и многие другие), когда гении бизнеса, создававшие финансовые империи под своим руководством, в конечном итоге, жалко кончали, потому, что всю жизнь положили на личную наживу, приобретение сомнительной славы и тотальной власти.

Так что есть высокие и низкие страсти. Есть разные пассионарности в зависимости от природы страстей. Однако при всем при этом пассионарности присуще ряд общих черт.

Пассионарность – это свойство не сознания, а подсознания. Это сильнейшая доминантная идея, которая овладевает личностью и определяет ее жизненный путь. Естественно-научные и биологические причины пассионарности неизвестны. Однако это – врожденное. У одних (меньшество) оно есть, у других (большинство) его нет. Каждый человек должен испытать себя на пассионарность.

Пассионарность – это стремление и способность к качественному изменению окружения.

Пассионарность – это способность внушать на подсознательном уровне людям свои идеи, приносит им веру во что-то.

Пассионарность – это далее способность на основе приобретенной веры приводить в движение массы людей и организовывать их. Иными словами, пассионарная личность на основе идей создает «стаю» и возглавляет ее.

Пассионарность выявляется (проявляется) в критических ситуациях, требующих качественных изменений действительности. Иными словами, для актуализации пассионарности должна создаться критическая ситуация. Когда все налажено, хорошо, когда нет особых проблем, люди вполне довольны и занимаются своими повседневными делами пассионарность, если и возникает, не развивается. Если же возникла сложная критическая ситуация, из которой нет простого выхода, то пассионарии, как правило, всегда находятся. В этом смысле появление на исторической арене Наполеона, Гитлера, Ленина, Троцкого, Сталина и т.д. вполне исторически оправдано.

Если предприятие поживает помаленьку без особых проблем, то вряд ли оно способно выделить лидера, который пойдет против течения и за которым пойдут люди. Живет и живет так помаленьку предприятие и постепенно загнивает…

Но когда предприятие доходит до достаточного разорения, когда выхода не видят, тогда такого лидера ищут «днем с огнем». Его появление предопределено. Если такой лидер появился, то предприятие начинает качественно меняться, самоорганизовываться на новом качественном уровне, а на период перемен люди, зараженные верой лидера, готовы и пострадать ради «светлого будущего».

Качества пассионарного лидера

Как распознать в себе скрытого пассионарного лидера? Таких средств пока что нет. Джин Ландрам выпустила два любопытные исследования: «Тринадцать мужчин, которые изменили мир» и «Гении, которые ломали правила».

В первой книге автор отобрал тринадцать выдающихся инноваторов последних сорока лет и попытался выявить их общие личностные черты: Стив Джоббс («Эппл»), Б.Гейтс («Майкрософт»), А.Марита («Сони»), Т.Тернер («Си-Эн-Эн») и др., кроме того, в список были включены А.Эйнштейн, П.Пикассо и Т.Эдисон. Было обнаружено много поразительных сходных черт этих разноплановых личностей:

1. Высокий «Т» (высокий уровень тестотерона): рискованные люди, искатели приключений; прекрасно себя чувствуют в обстановке неизвестности, непредсказуемости, разнообразия выбора, новых ситуациях. Очень высокая активность в деловой и личной жизни. Как магнитом притягивают к себе женщин и оправдывают их ожидания. Но управлять ими совершенно невозможно.

2. Темперамент Прометея: неудержимое стремление к новому и совершенствованию – телесному, умственному, духовному. Действует наперекор объективным обстоятельствам.

3. Способность предугадывать будущее для того, чтобы созидать: используют правостороннее (интуитивное, образное) мышление; ориентируются на макро, а не микро ( «лес, а не деревья»), на долгосрочную, а не краткосрочную перспективу, на качественный, а не количественный анализ.

4. Беспредельная вера в себя, в свои идеи, в свое дело. Способны эффективно учиться на своих ошибках.

5. Все важные решения принимаются на бессознательном уровне. При реализации решения включает свои выдающиеся аналитические умственные способности.

6. Новаторский стиль действий: всегда предпочитает свои пути.

7. Агрессивное поведение. Принцип – победа важнее самой игры.

8. В высшей степени обладают целеустремленностью, упорством и волей. Никогда не сдаются.

9. Харизматичность – магнетическое влияние на окружающих, способность вдохновлять других, воспитывать верных последователей.

10. Одаренность и огромная работоспособность. Страстность во всем, что делает в жизни. Артистичность и разносторонность. Чувствует красоту. Следует своим нормам.

Как видно, пассионарная личность – это не узко-фанатичная личность, во власти навязчивой идеи, нечто вроде человека, одержимого маниакально-депрессивным психозом.   Это чрезвычайно активная личность: активная во всем, чем занимается и чем интересуется. Она не нуждается в поощрении и одобрении со стороны. Крайне независимая личность. Сильный дух. Ничего специально не делает для привлечения людей: люди сами, по своей воле тянутся к этой личности.

В другой своей книге Джин Ландрам рассматривает вопрос о природной или прижизненной природе пассионарности. Чем определяется пассионарность: генетикой или прижизненными обстоятельствами?

Генный фактор безусловно имеет место. Но он может быть раскрыт только прижизненно. При этом большое значение имеет раннее детство, начиная с ясельного возраста. Дети очень рано постигают понятие «успеха» или «неуспеха». Первое придает ребенку уверенность в себе, второе неуверенность. Очень важно, что успех предопределяет успех, а неудачи предопределяют неудачи. Успех накапливается, а неудачи формируют неудачника.

 

 

 

Компонент комментариев CComment

Вход на сайт